Педагогическая классика для настоящего и будущего

Василий Александрович Сухомлинский
(28 сентября 1918, с. Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии, Российская империя - 2 сентября 1970, пос. Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области, Украинская ССР)
"Сердце отдаю детям" (ЦИТАТЫ)
"Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества." … «Путешествуя» к истокам слова: открывал ребятам глаза на красоту мира и в то же время стремился донести до детского сердца музыку слова. Я добивал­ся того, чтобы слово было для ребенка не просто обозначе­нием вещи, предмета, явления, но несло в себе эмоциональ­ную окраску — свой аромат, тончайшие оттенки. Важно было, чтобы дети вслушивались в слово, как в чудесную ме­лодию, чтобы красота слова и красота той частицы мира, которую это слово отражает, пробуждала интерес к тем ри­сункам, которые передают музыку звуков человеческой ре­чи — к буквам. Пока ребенок не почувствовал аромата слова, не увидел его тончайших оттенков — нельзя вообще начинать обучение грамоте, и если учитель делает это, то он обрекает дитя на тяжелый труд (ребенок в конце концов преодолеет эту тяжесть, но какой ценой!). Процесс обучения письму и чтению будет легким при условии, если грамота станет для детей ярким, захватывающим куском жизни, наполнены живыми образами, звуками, мелодиями. То, что ребенок обязан запомнить, прежде всего должно быть интересным.» "Чтение обогащает жизнь детей лишь при условии, когда слово затрагивает сокровенные уголки их сердец." "Чем раньше ребёнок начал читать, тем органичнее связано чтение со всей его духовной жизнью, тем сложнее мыслительные процессы, протекающие во время чтения, тем больше даёт чтение для умственного развития" "Учение - не механическая передача знаний от учителя к ребёнку, а прежде всего человеческие отношения" "Душевная чуткость - это качество, которое невозможно достигнуть только обучением. В основе человеческой чуткости педагога лежит общая интеллектуальная, нравственная, эстетическая и эмоциональная культура в их органическом единстве, а это единство достигается и образованностью, и общественным опытом нравственных отношений в коллективе." "Учитель должен знать и чувствовать, что на его совести - судьба каждого ребёнка, что от его духовной культуры и идейного богатства зависит разум, здоровье, счастье человека, которого воспитывает школа" В детстве каждый ребёнок поэт. Поэтическое творчество - высшая ступень речевой культуры, а речевая культура выражает самую сущность культуры человеческой. Поэтическое творчество доступно каждому. Оно не является привилегией особо одарённых. Поэтическое творчество возвышает человека. Человек, который любит Пушкина и Гейне, Шевченко и Лесю Украинку, человек, которому хочется сказать красиво о красоте, окружающей его, человек, для которого поиски нужного слова стали такой же потребностью, как потребность созерцать прекрасное, человек, для которого понятие о красоте человеческой выражается прежде всего в уважении человеческого достоинства, такой человек не может стать грубияном, циником.
Что касается меня я на своих уроках применяю метод личностно-ориентированного подхода. Личностно-ориентированное обучение показывает насколько актуальны, близки и востребованы идеи Сухомлинского детьми и учителями до сих пор, мы можем видеть их развитие в личностно-ориентированном подходе в образовании, актуальном в настоящее время. В личностно-ориентированной педагогике можно выделить два аспекта, определяющих функционирование друг друга: Ориентированность педагога на личностную модель построения взаимодействия с учащимися; Построение процесса обучения и воспитания с максимальным задействованием, механизмов функционирования личности учащегося (мотиваций, ценностей, «Я-концепции», субъективного опыта и т. п.). Занимаясь по личностно- ориентированной системе обучения, ученик - получает возможность взглянуть на самого себя «изнутри» и «извне», сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки поведение; -вырабатывает силу воли, так как, иногда действуя вопреки своим желаниям и интересам, учится управлять собой через постоянное влияние на учебные (а значит и жизненные) ситуации; - учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры, которые мешают принятию волевого решения; - развивает способность быстрого принятия решений; - удовлетворяет свои потребности в самореализации, повышении статуса, в творчестве, в общении, во власти; - учится продуктивному общению путем достижения гармонии с окружением; - овладевает мышлением, которое уменьшает внутренний конфликт, напряженность, позволяет контролировать эмоции и желания.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Интерактивные технологии для творческого учителя

Моя интерактивная декада на Галактике

Смартмоб